5 жестких законов для автомобилистов, которые отложили из-за коронавируса

5 жестких законов для автомобилистов, которые отложили из-за коронавируса

Фото: Dmitry Golubovich/Global Look Press

Лето 2020 года обещало стать для автомобилистов «веселым»: в июне возвращался полноценный техосмотр, в июле — жёсткий и дорогой медосмотр, а на очереди была новая таблица штрафов. Но большая часть ужесточений провалилась, и отчасти причина — коронавирусный кризис. Тем не менее, этот кризис не вечен, так что изменения всё-таки вступят в силу, но позже.

Новый медосмотр перенесли ещё на полгода

Законопроект о «медосмотре по-новому» был принят ещё год назад. Но масштаб бедствия стал понятен лишь в ноябре 2019 года, накануне введения поправок — очереди перед пунктами медосмотра достигли абсурдных масштабов.

Причин две. Новый медосмотр предполагал поголовное тестирование водителей на алкоголизм по методике, которая никогда не использовалась в массовом виде. Отсюда страх, что будет множество «ложных срабатываний». Но главная причина — справка дорожала до 7−8 тысяч рублей (в ряде случаев и выше), поскольку тесты на CDT-маркеры и психотропы в моче весьма дороги.

Реформу медосмотра сначала перенесли на 1 июля 2020 года. Правда, по ходу дела саму схему изменили, внеся важное уточнение: дорогому CDT-тесту будут подвергать лишь водителей, у которых есть признаки алкоголизма. Аналогично — с тестами на наркотики и психотропы. В принципе, такой же подход действовал и до всей чехарды с медосмотром, то есть изменения получились формальными.

Затем вступление в силу этих изменений перенесли на 1 января 2021 года. Не исключено, что итогом всей возни станет более пристальное внимание к хроническим алкоголикам за рулём, чему наверняка способствует авария актёра Михаила Ефремова.

Техосмотр отложили до весны

Летом 2020 года должна была начаться реформа системы техосмотра, возвращающая его из небытия. Реформа предполагала целый спектр мер, например, крупные штрафы и даже уголовную ответственность для нечистоплотных операторов техосмотра, а для водителей — штрафы в 2000 рублей за каждый день езды без диагностической карты. Что важно, эти штрафы предполагалось назначать с помощью камер видеофиксации, то есть суммарные размеры штрафов могли быть заоблачными: до 60 тысяч рублей за месяц езды без техосмотра.

Но ситуация с коронавирусом внесла коррективы, и уже весной стало ясно, что начинать реформу в ближайшие месяцы — значит, обречь её на провал. С одной стороны, автомобилисты и так были напряжены из-за кризиса, а бизнес жаловался на убытки, с другой — неясно было, как будут работать пункты техосмотра. Поэтому сроки реформы сместили на 1 марта 2021 года.

Почему опасны «каникулы для техосмотра»

Есть ещё одно послабление: страховщикам разрешили продавать полисы без предъявления диагностических карт — это правило действует до конца сентября. То есть на время пандемии техосмотр «как бы отменён».

Но есть подвох: в законе прописана обязанность автовладельца пройти техосмотр в течение месяца после снятия ограничений (или через месяц после 30 сентября) — и предъявить диагностическую карту страховщику. Большинство автомобилистов, которые воспользуются поблажкой, потом или не захотят, или забудут получить карту и везти её страховщику. А на этот случай в законе есть важная оговорка: страховщик может предъявить клиенту регресс, то есть взыскать с него сумму выплат.

На практике это будет выглядеть так: клиент, оформивший полис, скажем, в июне 2020 года без прохождения техосмотра, попадает в ДТП по своей вине в декабре 2020 года. Страховщик выплачивает сумму потерпевшей стороне, и вроде бы всё хорошо. Но через год или два (сроки давности это позволяют) автомобилисту приходит требование компенсировать страховой всю выплаченную сумму. В случае отказа сделать это добровольно страховщик взыщет деньги через суд.

Поэтому, оформляя ОСАГО, лучше не пользоваться поблажкой и оформлять диагностическую карту сразу. Сегодня это несложно.

Драконовские штрафы за скорость отменены

Ещё в начале 2020 года ожесточённые дискуссии вызвала предлагаемая Минюстом новая редакция КоАП. Она предполагала ужесточение ряда штрафов до абсурдных величин, например, за превышение скорости на 20+ км/час — с 500 до 3000 рублей. Аналогично дорожала езда с тонировкой, плюс к этому вводилась бальная система наказаний (лишение прав за множественные грубые нарушения). А вишенкой на торте была возможная конфискация автомобиля за повторную пьяную езду.

Но ещё до начала пандемии реформу в её первоначальном виде завернули по причине ее радикальности, а уже в разгар режима самоизоляции власти смягчили риторику. В апреле Минюст согласился не повышать штрафы для водителей, и сосредоточиться на других изменениях КоАП.

Впрочем, от самой реформы не отказались — и к осени ситуация может поменяться снова.

ОСАГО подорожает для нарушителей

Не состоялась и жёсткая реформа ОСАГО. Первоначальный вариант, который обсуждался осенью прошлого года, в конце концов, отменили. Он в числе прочего предполагал рост лимита выплат с 500 тысяч до 2 млн. рублей, а как следствие — возможность поднять стоимость страховки на 30%. Были в нём и полезные идеи, например, отказ от территориального коэффициента.

Поэтому в конце лета нас ждёт «мягкая» реформа ОСАГО: страховка станет дороже, но только для нарушителей ПДД. В зачёт будут идти не все проступки, а лишь грубые нарушения (встречка, красный свет и т. п.), выявленные инспектором ГИБДД. Последняя оговорка означает, что штрафы с камер учитываться не будут.

Насколько подорожает страховка? Это будет зависеть от страховой компании: новый закон об ОСАГО разрешает ей поднять базовый тариф для нарушителя, но в пределах лимита, который действует сейчас (4,9 тысячи рублей).

Правовым курсом

Российских автовладельцев предупредили о серьезных изменениях

В России разрешили устанавливать новые автономера на машины и мотоциклы

Доктор Мясников рассказал, как отучить водителей использовать телефон за рулём

Правила медосвидетельствования для водителей могут изменить

Все материалы по теме (410)
Источник svpressa.ru